Jump to content

Второе дыхание (фрагмент)


Recommended Posts

Название: Второе дыхание (фрагмент)

 

Автор: Шиповник

 

Ограничения: G

 

Жанр: Классика

 

Аннотация: фрагмент повести - неоконченной, либо приостановленной - автору пока не ясно. Но фрагмент всё же решил он представить, раз уж закончил хоть его. Может кому и чем приглянется. Приятного чтения!

 

 

1

- Отзовись же, враг мой подлый и вероломный! Выходи, дабы сразиться со мною лицом к лицу! Это я, Бэдранг Благородный, вызываю тебя на честный поединок!
Посреди дымящихся развалин Маршанкской крепости застыл могучий горностай в блистающих серебристых доспехах. Он остался совсем один. Его верная дружина полегла в неравном бою с несчётными ордами кровожадных разбойников под предводительством атамана, равных которому по негодяйству не знавали прежние эпохи. От одного звука его ужасного имени море испуганно выплёскивалось из берегов, а прибрежные скалы раскалывались на мелкие кусочки. Мартин Поработитель! Вот каково оно было… Меж тем, вероломный и подлый враг не спешил откликаться на вызов. Бэдранг Благородный нервно сглотнул: чтобы не запороть представления, нужно было срочно сымпровизировать. Но как? Утверждённый текст был волей-неволей вызубрен за десятки выходов на публику. Да и тот едва удерживался в ноющей голове Желтоуха - рыжей ласки - актёра губернского театра, что намедни подхватил простуду и с утра успел подлечиться грогом. Скрежетнув жестью бутафорских доспехов, “лорд Бэдранг” сдал на шаг и выразительно зыркнул за кулисы: “Где Катыш?!” Из потёмков развели лапами: “Наряжается! Тяни время!” Помыслив о напарнике в самом “добром” смысле, несчастный лицедей вернулся в круг, ярко высвеченный факелами.
- О, горе мне! Жестокая, неправая судьба! Желал воздвигнуть я на диких берегах восточных твердыню, что сияла бы звездой надежды обделённым, опорой стала бы, вместилищем для всех рабов… Тьфу! Свободных, то есть… Где созидательный совместный труд… Для моей… Тьфу… Общей пользы… Он объединяет…
Из-за сцены донеслось писклявое “ай!”, тотчас гулко раскатилось ведро. Вскоре у правой кулисы послышалось торопливое прихрамывание вперемешку с бряцанием вороха бутафорского вооружения. Ласка, у которого язык уж заплетался, а слова - заканчивались, со смесью облегчения и негодования скосился на толстенького серенького полёвку, что с глуповатой извиняющейся улыбкой пожимал плечами у занавески.
- Уж совершить мне башни возведенье, как вдруг настало страшное мгновенье: передо мной явился он! - ожив, ласка заметался по сцене, изображая панику. - Гроза морей и океанов, кошмар амбаров и карманов, ужаснейший средь атаманов - Поработитель-Мартин, мыш!..
Путаясь в веревочной лесенке, сценический оппонент Желтоуха кое-как вскарабкался на дощатые мостки, укрытые от зрительского взгляда рогожей с намалёванными ночными тучами над зубцами болотной цитадели. Тормоша декорацию упитанным бочком, “ужасный атаман” с кряхтеньем, на всех четырёх засеменил к противоположному краю “стены”, где из оклеенных чурбаков были собраны ступени во двор “Маршанка”.
- В итоге мне достался шиш, а он, злодей, разделался с моею бандой… Тьфу… Дружиной, то есть… И всех моих рабов… Э… Вольных поселенцев… Угнал за тридевять земель на каторгу… Ну никакого ж фарту!..
Полёвка боялся высоты. И по мосткам пройдя до середины, вцепился мёртвой хваткой в древесину, оцепенел, всем телом содрогаясь. Приметив, как мелкой рябью полощутся звёзды в четырёх саженях от ступенек, ласка поднял заострённую дощечку, что изображала меч, и неприметным движением как следует кольнул трясущийся клочок небосвода. “Ай!..” - пуще прежнего пикнуло из-за “стены”, и бобок вновь рванулся к спуску.
- Ну, да ничего! - осклабился ласка-Бэдранг, описав мечом большую восьмёрку. - Посмей мерзавец ныне появиться - перемелю на мелкий сахар свекловичный, да перетру в сливовое повидло!
Видно, впечатлённый красочным угрозам хозяина порушенного замка, пыхтя и отдуваясь, полёвка спешно выбирался кормой вперёд из-за “стены”. Вот уж свесив хвост во двор крепости, “атаман” стал нашаривать левой нижней лапой верхнюю ступеньку.
- Но, чу, его шаги! - отыграв антре визави, в сценарном ужасе отшатнулся “Бэдранг”. - Не мешкает мой супостат!
Полёвка-”Мартин”, кряхтя, ступил на чурбачок ниже, и в следующий миг проволочное забрало на великоватом картонажном шлеме захлопнулось, застив актёру дорогу. Ойкнув, Катыш выставил ладони, переваливаясь на месте, отыскивая ориентиром тряпичную стену.
- Не-меш-ка-ет! - начётисто повторил Желтоух, тайком наслаждаясь неухлёмистостью напарника. - Не мешкает, спешит!
Одолев последнюю ступеньку, “Мартин” тяжко выдохнул, и, откинув забрало, выкатил грудь колёсиком.
- Меня ты звал, презренный горностай?! - с волнения выскочив на полторы октавы, оглушительно пискнул Катыш. - И вот, пришёл тебе конец, то знай!
Вытащив из пригорка амуниции две здоровенные бумажно-проволочные алебарды, “поработитель” со свирепым рыком двинулся на “благородного лорда“.
- Сражусь с тобой за счастье и свободу порабощённых злой твоей рукой! - выставив “меч”, надрывно продекламировал Желтоух-”Бэдранг”. -  Иль от руки твоей, добра не знавшей сроду, приму я сталь и обрету покой…
Закипела смертельная схватка. Исполнители забегали по сцене. Защищаясь от алебард, Желтоух отскакивал, пятился и взмахивал “мечом” так, словно отгонял веером приставучих мух. Длинные алебарды гнулись и раскачивались, зацепляя декорации. Катыш изо всех сил держал марку: покручивал алебарды, строил на мордочке торжествующую ухмылку злодействующего злодея. Когда Желтоух, согласно сценарию, “повышибал” из рук супостата уже изрядно поведённые алебарды, полёвка облегчённо выдохнул. Близилась развязка. “Мартин” безыскусно рухнул на спину и стал плаксиво умолять “благородного лорда” о пощаде. Тот выспренне провозгласил, что нипочём не станет рубить лежачего. Тогда “Мартин” сделал вид, что незаметно собрал с пола горсть песку, а затем вскочил и будто бы швырнул пылью земной в лицо поединщику. “Ах, мои глаза! Я ничего не вижу!” - надломленно сокрушился “лорд”. Напоказ нагло, вразвалку обойдя “страдальца” со спины, “Мартин” вынул из-за шиворота маленький кинжал, как будто нарочно предназначенный для подлых убийств. Поиграв скрытным оружием на публику, “Мартин” подвалил к “Бэдрангу” и картинно вонзил картонное лезвие между лопаток “горностая”. Из темноты зала послышался единый вздох испуга. Катыш, пискляво усмехнувшись, вынул клинок и вонзил его ещё раз. И ещё. И снова. По зрительным рядам пробежался ропот негодования. Здесь и там прорезался детский плач. Артисты продолжали разыгрывать жестокую картину. “Бэдранг”, ахнув, трагически закатил глаза и стал медленно опускаться на колени. Ахнув ещё раз, “горностай” упал ничком. “Мартин” скорей припрятал измятый бумажный “клинок” и торжествующе привстал одною лапой на израненную спину поверженного врага.
- Запомните все! - пискнул Катыш. - Я - Мартин Поработитель! Сын Льюка-Пирата! Теперь только мне принадлежит Восточный Берег и всё Восточное Море! Придёт время, и я завладею всеми землями на Севере и на Юге, и повсюду станут со страхом и величайшим почтением произносить моё имя! Я - Мартин Поработитель!
Под гулкий ропот и хлипкие аплодисменты между сценой и зрительным залом опустился бордовый занавес. Из-за кулис тотчас выкатились пятеро кротов и принялись менять декорации. Желтоух вскочил, и, спотыкаясь о рабочих сцены, угрохотал прочь - переодеваться, отдирая по пути жестянки доспехов “лорда Бэдранга”. Катыш засеменил вслед за напарником.
- Ещё раз опоздаешь - поплатишься обедом! - не оглядываясь, прошипел Желтоух. - Вот увидишь - съем всю твою кашу и хлеб тоже проглочу!
- Ну, не заводись, приятель! - смешливо крякнул Катыш, стараясь задобрить коллегу. - Отыграли ж, как надо! Ты, кстати, был великолепен! Фурор!
- Ладно тебе, - отмахнулся польщённый Желтоух, и бросил напарнику тёмно-зелёный балахон. - На вот, будешь теперь Матиасом Безжалостным.
- Второй акт?! - довольная мордочка полёвки вытянулась в испуге. - Я ж текста не помню! Я ж на эту роль только в запасных завсегда!..
- Объясни это, вон, ему, - Желтоух мотнул виском в сумрачную глубину закулисья.
Воззрев в указанном направлении, Катыш судорожно оттянул ворот: среди рычагов и тяговых вервий, между расторопных ежей и кротов, вцепившись костистыми пальцами в валки сценарного свитка, туда и сюда сновал режиссёр-постановщик - пегий долговязый хорёк в атласной тунике. Поскуливая, он скулил себе под нос: “Худо, худо… Ну всё же худо…” Настроение у театрального деятеля было, стало быть, худое. Попасть ему под лапу с известем о невыученном тексте да избежать громов, молний и крепкой затрещины было делом решительно невозможным.
- А куда же подевался Хлипкохвост? - с замирающей надеждой Катыш подёргал торопливого ласку за рубаху. - Он ведь обычно изображает Безжалостного?
- А туда же, куда и Нескладёха, и Чувырла, и Топотун с Брызгоносом, и Полбочёнка, - усмехнулся Желтоух из-под складок кое-как напяливамемого цветастого костюма, - Сговорила их третьего дня фляга южного черешневого. Хорошо ещё, если к завтрему отойдут. А Клуни-Миролюбца сегодня изображать я буду. Безжалостного, стало быть, ты. Ну да ладно. Нам же с тобой больше монет достанется.
- И то дело, - физиономию Катыша посетила нерешительно-кислое подобие улыбки, - сообразим как-нибудь… А Констанцию Лютую кто изобразит? Нескладёхи-то нету!..
Объявили о втором акте. Занавес поднялся, и взору почтенной публики предстал зелёный луг перед главными воротами красностенной крепости Рэдволл. За сценой пострекотал один из воротов, и сверху показался матерчатый трафарет солнца с аляповатыми бумажными лучами. Из-за левой кулисы на середину сцены торжественно выступил рослый крыс. Под оборками, платками и накидками театрального костюма лишь с великим трудом можно было опознать всё того же ласку Желтоуха. Что это был за костюм! Атласные полы длинного сюртука отливали синей сливой и бордовой вишней. Золотисто-зелёные растительные узоры нисходили от воздушных оборок белоснежного жабо до полосатых лазурно-фиолетовых рукавов, отороченных кремовыми кружевными рюшами. Кончик длиннющего накладного проволочного хвоста был унизан приспособлением, удерживавшим веточку бумажной сирени. Мечами, кинжалами и алебардами персонаж не располагал.
- Я - Клуни Миролюбивый! - слащаво раскланялся Желтоух, - Не в силах утерпеть… Э… Известий скорбных о заточённых в крепостных стенах к свободе призванных созданьях, явился я с воззваньем мира, дружбы и… И…
- Пудинга клюквенного… - нескладной подсказкой донёсся из зала детский голосок.
По ближним рядам прошелестел сдержанный смешок.
- В большом антракте пойдём в буфет, - ласково ответил материнский голос.
- Э… В общем, я пришёл, чтобы освободить рабов из невольничьей крепости Рэдволл, - поспешил изъясниться своими словами Желтоух, - А со мной и мои подручные… Ну, то есть… Добровольцы!..
За кулисами привели в движение бечеву, спешно натянутую из конца в конец сцены перед вторым актом. На фоне декораций, что изображали деревья и горы, вместо загулявших артистов, показались трафареты персонажей. Точнее, одного и того же, безликого и безымянного, полного - внутри же пустого - рыцарского доспеха. Всего трафаретов было четыре штуки. Вместо полагавшегося по сценарию пятого к бечеве наскоро прицепили принадлежности от доспехов “лорда Бэдранга”. Сами артисты, в степени, пожалуй, не меньшей, чем зрители, подмечали, что чем дальше заходит дело, тем более представление скатывается в мизерабельный фарс.
- Перед вами благородные рыцари, готовые положить свои жизни за освобождение зверей, томящихся за этими холодными стенами, - Желтоух торжественно обвёл рукой колыхавшиеся на сквозняке трафареты, - Но как же я не хочу кровопролития! Быть может, негодные рабовладельцы согласятся отпустить пленников по добру, по здорову?
- Согласятся, как же!.. - послышался из зала нагловатый подростковый смешок, - Держи карман шире!..
- Но мы, всё-таки, спросим! - поддержав разговор с публикой, ласка-”крыс” повернулся к фанерной привратной башне и воззвал, - Эй, вы, там, за стенами! Я Клуни Миролюбивый! Воитель, не знающий страха! Давайте уже сюда всех ваших жителей… Тьфу… Рабов, то есть!.. Или… Или, может быть, найдётся из вас, трусов, кто-нибудь, способный сразиться со мной?
Тотчас из окошка фанерной башни высунулся Катыш в мешковатом балахоне болотного цвета. Поверх капюшона громоздился набекрень чёрный шлем с кривыми веточками, изображавшими жучьи рога. Свесившись с бастиона чуть не до пояса, актёр погрозил напарнику маленьким кулачком.
- Уходи, откуда пришёл, воитель! - хрипло пропищал Катыш, - Я - Матиас Безжалостный! Никого не отпущу! И драться с тобой не буду! Ты вон какой большой и сильный, а я - маленький и слабый. Зато хитрый да коварный. А ты ищи дурака!
Желтоух развёл руками и вновь обратился к зрителям.
- Вот видите, какие бывают звери до чужого добра жадные! - подбоченившись, ласка стал загибать пальцы. - Грабют, грубят, опять же, рабов в рабство забирают… К ним по-хорошему, а они - уходи, дескать, это самое, откуда пришёл… Вот как с такими быть?
Тем временем “Матиас Безжалостный” вынул из балахона кулёк с вишенками, забросил одну в рот, объел и сплюнул остаток в ладонь. Прижав склизскую косточку пальцами, прицелился получше и пульнул прямиком по носу Желтоуху.
- Ай! - подскочив на месте, ведущий артист недовольно скосился на партнёра, что явно перестарался с инициативным прочтением роли.
С дальних рядов послышался знакомая нахальная усмешка.
- Ты сюда трепаться привалил, со своей железной братвой, или вопрос решать? Ломай ворота уже!
Под вскисший хохоток, принадлежавший, по всему, клевретам крикуна-заводилы, актёр вновь развёл руками.
- Ну, раз уж по-хорошему не получается, так уж и быть, станем ломать ворота.
Из-за кулисы на сцену выкатилась тележка с обрубком бревна, что в прошлом акте служил одной из ступенек маршанкской стены.
- Оё-ё-ё-ёй! - схватился за голову “Матиас Безжалостный”. - Констанция, Констанция! Спрячь меня! Защити меня!
Плаксиво завывая, полёвка юркнул обратно в фанерное окно. Вместо него над стеной поднялся прямоугольный холст с намалёванным изображением сердито оскаленной барсучихи.
- Кто посмел напугать Матиаса Безжалостного? - заспанным кротовьим басом донеслось из-за декорации. - Вот я вам… Это… Ужо задам, хурр!..

2

Это представление под чудовищным названием “Трагические истории Северных, Внутренних и Южных Земель в лицах и картинах, рассказываемые детям и юношеству не позднее заката” Ракитник смотрел всего-то в шестой раз. Он ненавидел это представление. Он уже не мог смотреть на Желтоуха и Катыша. Сегодня у него был повод порадоваться: остальные артисты губернского театра по какому-то счастливому случаю не явились на работу. До строчки, до запятой он помнил содержание каждого из пяти актов, сочинённых на особое - номерное - имперское жалование школьным наставником Пустобрёхом (с таинственными соавторами), и поставленных режиссёром Пустолаем-Пегим, который наверняка и теперь трясся за кулисами, судорожно обгрызая когти и бормоча: “ Худо, ну как же опять всё худо!..” Далее по сюжету “Матиас Безжалостный”, разумеется, прячась за широкой спиной генеральши Констанции Лютой, станет подвергать бедолагу Клуни Миролюбца всевозможным невзгодам, экзекуциям и поражениям, а в самом конце - публично и церемониально казнит, обрушив на голову скованного, но несломленного героя огромный бронзовый колокол. Ракитник ненавидел это представление, как и сам этот театральный зал, с кисло-печальной лисьей и развесёлой сытой мышиной масками над входом. Разумеется, такие вещи не принимаются во внимание. Здесь он встречался с надёжным вестовым, что колесил с Юга на Север по Срединному пути, давал концерты и попутно доставлял важнейшие послания тем, кто их ожидал. На сегодня “почты” было предостаточно.
“Почтеннейшая публика! - на сцену перед опущенным занавесом выбежал собственной персоной режиссёр-постановщик, и подобострастно раскланялся. - Объявляется большой антракт! После мы будем готовы представить вашему драгоценному вниманию следующую историю - о том, как Матиас Безжалостный угнал в рэдволльское рабство жителей вольного королевства Малькарисс…” Испытывая причудливую смесь едкого сарказма и брезгливости, Ракитник едва удерживался о того, чтобы расхохотаться во всё горло, и потому стал шустро протискиваться к выходу через мешкотное разношерстное собрание. К прилавку театрального кафе выстроилась длинная очередь: звери изрядно проголодались. Приглядев себе ячменную лепёшку с алычёвым джемом и стакан смородинового морса, Ракитник уже собирался объявить заказ, как вдруг из коридора вылетела ватага юнцов-землероек и сгрудилась у раздаточного окошка, оттеснив опешившего выдра. Предводительствовал компанией, по всему, тот самый крикун, что подначивал “Клуни Миролюбивого” к “решительным действиям”.
- Бисквиты, земляничные бисквиты! - с хрипотцой вопил заводила, протягивая в окно горсть оловянных монеток. - Нам всем по два! И шипучки! Вон той, зелёной! И леденцов! Да! Вон тех! На палочке! И…
Едва раздав лакомства шумной ватаге, буфетчица, дородная мышь-соня  средних сезонов, протянула Ракитнику его питьё и лепёшку.
- Нет, это не театр! - посетовала буфетчица, вытирая с прилавка разлитую землеройками шипучку. - Это цирк!
- Ваша правда! - загадочно улыбнулся Ракитник, отходя к ближайшему незанятому столику.
Заканчивая трапезу, наблюдательный выдр заприметил, что в закуток кафе заглянули двое. Деловито подперев колючим бочком резной дубовый столб, служивший подвесом для комнатных плющей, на Ракитника уставился молодой ёжик в мастеровом фартуке. Рядом не медля образовался бельчонок в холщёвой рубашке под сыромятным пояском. Амарант - так его звали - был постарше ежика, но не намного. Он завсегда пристраивался рядом с другом и, по старинной привычке невзначай облокачивался тому на загривок. Тут же вскрикивал и потирал уязвленный локоть. Всё правильно: с возрастом у ежей колючки грубеют. Боровик же, хоть и младше друга сезонами, зачастую выглядел серьёзней того. Неразлучники глядели на потёмистого выдра во все глаза - с радостью встречи, восторгом приближения к тайне и с чутком необидной усмешки. Более всего теперь Ракитнику хотелось бы подвалить к ребятам, потрепать бельчонка между ушей, прищелкнуть по ежиному носу-кнопке да поинтересоваться: “Как там поживает старый брюзга, Листопад?” “Порядком!” - простодушно хохотнул бы Амарант, не по возрасту важно приосаниваясь. “Обыкновенно, - задумчиво подтвердил бы тихоня-Боровик, с недетским вздохом прибавив, - делает вид, что не сердится, если вдруг чего такого…” “Вы уж поберегите старика, - посерьёзнев, наставил бы Ракитник ребят, - и друг друга берегите…“ Вручил бы им угощение - пару кексов с изюмом да баклажку с шипучим лимонным напитком. Эта пара закадычников более всего напоминала Ракитнику о сыне. Выдр отвернулся, и, крепко зажмурившись, залпом допил остатки морса. Положив берестяной стакан в кадушку для мытья посуды, выдр поскорей покинул кафе. Со знакомцами из труппы Листопада выдр не решился даже перемигнуться. К чему подвергать ребят ненужному риску? Обер-комендант “Вороньего гнезда” - Цербер Шпага Бурохвост - снова был здесь. От начала отвратительной сказки выдр старательно не замечал на себе цепкого, подозрительного прищура начальника генерал-губернаторской охранки.  Не иначе, главный сыскарь и тюремщик собственной персоной решил присмотреться к его, Ракитника, здешним делам и встречам? Уверенности это не прибавляло. Дюжий крепкомордый лис в парадном чёрно-сливовом мундире с эполетами, в гордом одиночестве наворачивал рыбный расстегай, шумно прихлёбывая куски элем из стальной кружки. Покончив с едой, обер-комендант ощерился, вынул рыбью кость, застрявшую между зубов и брезгливо отщелкнул её в угол. Плетясь к своему месту, выдр осторожно оглянулся: Цербер Шпага, устало покачиваясь, возвращался в зрительный зал вслед за объектом наблюдения. Его неотлучные адьютанты, хорьки Хлоппе и Хряппе предупредительно встали, пропуская шефа на его место. “Если это колпак - пускай он накроет только меня - меня одного…”

3

Четвёртый акт спектакля был чрезвычайно сумбурным. В одну солянку оказывались сброшены и жесточайшие поборы, коими настоятельница (вернее, комендантша) Пижма, злющая ежиха, угнетала жителей деревень и сёл в окрестностях “зловещего Рэдволльского острога“. И морские набеги, что учинял Мартин Второй Неистовый на торговых путях в Западном море, по распоряжению Пижмы добывая злато-серебро и самые дорогие жемчуга. Вместились в сюжет и разбойничьи выходки Арвина Злобнохвоста, дикого белки, тиранившего лесное население, а затем позорно бежавшего и спрятавшегося в стенах “страшного Рэдволла” от миротворческого похода славного рыцаря, великокрыса Дамуга Клыка. Отъявленные негодяи - Арвин, Пижма и Красноокая Крегга, барсучиха, атаманша заячьей шайки - объявили, что казнят лютою казнью всех рабов в крепости, если Дамуг со своим освободительным войском не отступит восвояси. Ради сохранения жизней несчастных, рыцарю пришлось исполнить требования мерзавцев и уйти, не исполнив благородного замысла. У этого куска спектакля раньше было какое-то продолжение, однако зрелище получалось чересчур длинным и занудным, потому акт сократили. Зато пятый, заключительный фрагмент представления, выдался не в пример предшествующим четырём: оживлённый, пафосный и развесёлый, он повествовал о прибытии из-за далёких далей Западного моря великолепных кораблей, с трапов которых снизошло на здешние дремучие земли, от Юга до Севера, самое счастливое счастье. Злодеи были наказаны, герои - прославлены, и течению жизни предан правильный, сообразный порядок. На сцене было много танцев, песен, прыжков, разбрасывания блёсток и беготни с длинными шёлковыми лентами. Хитрое устройство из верёвочных передач и деревянных зубчатых колёсиков переменяло пред факелами разноцветные стёклышки, заливая сцену ярким изменчивым пятном. Бравурная музыка из окон театра доносилась даже на задний двор, где примостился кибитка бродячих актёров Листопада, вестового, что недавно возвратился с Севера в Страну Цветущих Мхов…

Сцена в театре.rtf

Edited by Шиповник
Link to comment
Share on other sites

Великолепно) Я вот как раз выкладывал в этом месяце такой же недоконченный фрагмент на очень схожую тематику. Только у меня - Бедранг действительно победил. И так как историю пишут победители, вошёл в неё как великий герой, освободитель и "собиратель земель русских Северных и Южных". 


https://www.redwall.ru/forum/topic/8427-nasledie-imperatora-bedranga/

 

Точки зрения на добро и зло - вообще прекрасная тема для размышлений. Ведь они совершенно субъективны. И побели одна сила в своё время, мы чтили бы совсем иных героев. А есть и более конфликтные ситуации - например, история Югославии. Там у каждой стороны свои герои и злодеи.
С Редволлом ещё занятнее. Поскольку это летопись судя по многим фактором зачитываемая уже в эдаком "местном" XV веке, рассказывающая о событиях от XI до XIV вв, там нельзя быть уверенным даже в достоверности описываемых событий (in-universe, т.е. в контексте лора). И я бы не удивился если летописи той же Северной Империи волков/росомах сильно отличаются от летописи Редвольцев, повествуя об одних и тех же событиях)

Link to comment
Share on other sites

Благодарю за уделённое время и столь благоприятный отзыв! :)

Действительно, воззрения на добро и зло разнятся, притом, что сами сии категории объективны и для устройства жизни - основополагающие. Манипулировать ими опасно. И зачастую вся «разница» воззрений коренится не столько в культурных различиях сторон, сколько в банальной шкурной выгоде тех, кто пишет (или переписывает) исторические очерки.
О предложенном условном хронологическом исчислении - да, это очень близко к замыслу. Приоткрою сюжетную канву самой повести – земли края, от Юга до Севера, в результате внутренних изменнических интриг и внешнего напора, подпадают под оккупацию и становятся экстерриториальными владениями могущественной заморской империи. Чтобы изгладить народную память, разрушить скрепы, оккупант, что ожидаемо, «воспитывает детей противника» - потенциальных борцов за свободу и идентичность отечества – в своих интересах. Ему нужны покорные колониальные подчинённые, без «державных амбиций». Для этого, прежде всего, необходимо очернить подвиги, оплевать героев, прославить злодеев, а если то не удастся в полной мере, то хотя бы переложить славную и драматическую историю на манер эксцентричного, шутовского фарса. Для каковых целей и учреждён был колониальными властями сей «теянтер», созданы пьесы, полные феерических врак на грани  абсурда. Верные правде и отечеству обитатели ведут тайную, полную опасностей национально-освободительную борьбу против интервентов и оккупантов. Вкратце так. А вот допишу начатое или нет - о том пока не знаю :(
К слову, было бы весьма интересно узнать, какие «закладки» и «отсылки» будут найдены читателями в предложенном тексте. ;)

Link to comment
Share on other sites

Интересно, каков тогда основообразующий этнос сией заморской державы?) Всмысле, по виду. Редволльские зверушки - это по большей части (за очень редкими исключениями вроде лемуров) - обитатели Битанских островов. А эти ребята?
Кстати говоря, учитывая что они ставят на куньих и некоторых других представителей "проигравших" народов, реваншистов, даёт им серьёзное преимущество на континенте. Именно так поступали Испанские колонизаторы в Америке, обладая малым числом, но склоняя на свою сторону многотысячные войска "пораженцев". Тех, кто был несогласен с властью царящей в Мезоамерике. И, при помощи технологического, тактического и планового превосходства, приводили эти войска к победе. 

Вообще, империализм в большинстве случаев сила очень даже прогрессивная. Я бы сказал что именно раздробленность и разрозненность - зло. А даже самые жестокие диктаторы правящие великими Империями при всех своих преступлениях приносили человечеству в разы больше пользы, чем вреда. 

А вот насчёт объективизма добра и зла не согласен категорически. Всё это придумано людьми, а не вселенной - а значит, имеет субъективные корни. Ну разве что если вы убеждённый верующий, то спорить с вами я не буду из уважения к вашей религии. 

Link to comment
Share on other sites

Интересно, каков тогда основообразующий этнос сией заморской державы?

 

Хороший вопрос. «Заокенацы» полиэтничны, состав народностей примерно соответствует землям СЦМ и сопредельным. Быть может, в большинстве это заурядные обыватели, обременённые насущными заботами. Многие – вполне себе морально-качественные существа. Элита иноземцев также неоднородна, включает все роды существ, и не обязательно, что крысы непременно «отрицательны», а мыши – исключительно «положительны». Но это элита именно колониально-захватнического типа.

 

 

...даёт им серьёзное преимущество на континент

 

 

Более того - наличие «пятой колонны» во внешних владениях – ключевой фактор успеха колонизации. Недовольные существующими порядками есть всегда, при необходимости их можно создать и усилить. На первых порах, как «оранжевый» таран. В долгосрочной же перспективе, при строительстве «5 к.» - считай, «туземной элиты», метрополия нередко делает ставку на прикормленных обывателей, нуворишей или аристократов, которым важно лишь собственное благополучие. Например, во времена Ост-Индской компании, британцы реализовывали нужды короны через тамошнюю знать – раджей. Им давали свой кусок денег и власти, но могли и отнять его. В итоге, им было что терять, они были вполне подконтрольны. Классика жанра.

 

 

Вообще, империализм в большинстве случаев сила очень даже прогрессивная.

 

Смотря, какая цивилизационная модель полагается в основу объединительных процессов.

Есть «страны-бомбоубежища». Они образуются на основе (или образуют основу, когда как) цивилизаций «внутреннего развития». Я бы назвал эти общности словом «Созидатели». Далее без конкретных названий. Если есть возможность, этносы и народы порой сами устремляются под державу «крепкого царя», чтобы избежать геноцида со стороны агрессивных соседей. «Я в домике, папа, спрячь меня!..» Это шанс на выживание в извечной конкурентной борьбе наций. Конечно,  и такие страны присоединяют территории, и не без военных конфликтов, но – что характерно: все этносы, проживающие на присоединяемых территориях, даже после драки, принимаются как равные, и наделяются правами на общем уровне. Эксцессы и «плохости» отдельные при этом могут быть, могут устраняться, излечиваться, раньше или позже. И элита очень неидеальная может быть. Но общее корневое правило таково: равноценность племён, взаимоуважение, единство на этой основе. Рэдволл Б. Джейкса – как раз пример такой модели, в миниатюре. Очень удачная модель, на мой взгляд, хоть и идеализированная. Но это даже славно. В таком доме всем хорошо. Кроме тех, кому привлекателен второй вариант.

Второй вариант – полярный. Это цивилизации колониально-захватнического типа. Назвал бы их «Хищники», или «Бандиты». Они предпочитают не производить аутентичный цивилизационный продукт, а захватывать результаты генезиса других цивилизаций. Они прекрасно это умеют. Там в помине нет равенства, а есть жёсткая иерархия – кто чей вассал, кто чей сюзерен. Все цивилизации экспансивны, но такие работают по принципу фага – не воспринимают чужое органично, а отламывают, переваривают и усваивают – как сейчас говорят, «переформатируют». В результате территориальных приобретений, местные этносы для них – не ровня, с которой даже после драки нужно примириться и подружиться, установить какие-то взаимно-приемлемые отношения. А объект эксплуатации, существа 2-3 сорта. Будь то Котир, будь то Маршанк, или что там грезил соорудить Клуни – всё это модели проектов, в основу идеологии которых заложены принципы «хватай и пожирай», «всё во имя себя». Есть раб – ему плеть. Есть надсмотрщик – ему кусок. Есть властелин – ему всё. Примеры также известны, умышленно не привожу их, ибо излишне.

Хотя пару примеров конфликта двух этих моделей всё же приведу – они  показаны в фильмах В. Бычкова «Город мастеров»  и «Пока бьют часы» Г. Васильева.

Добавлю, что все случаи к этим противоположностям, всё же, не сводимы. Жизнь сложней любой схемы. Но, в целом, это всё вполне доступно наблюдению. 

 

 

Ну разве что если вы убеждённый верующий, то спорить с вами я не буду из уважения к вашей религии. 

 

 

Именно. Ценю. На том и сойдёмся.

 

Что касается вообще споров, то мне симпатична мудрость, проиллюстрированная вот этим шедевром:  www.youtube.com/watch?v=gPrfogZBys0

Edited by Шиповник
Link to comment
Share on other sites

состав народностей примерно соответствует землям

 

 

Понятно. Впрочем было бы как раз гораздо интересней представить "чужаков" для Редвольского мира, ведь раз уж берётесь творить заокеанскую державу, почему бы не сыграть на противоположности мышления и "культурном шоке"? Почему бы не представить биологически предрасположенных империалистов - таких как Псовые?) Не разбойников, не захватчиков ради наживы и "максимизации личного счастья" - но уверенных идеалистов, готовых отдать жизнь за свои амбиции, безжалостных фанатиков но и романтиков вместе с тем? (Думаю на исторические примеры показывать пальцем не надо... Хотя это немного другая эпоха. Хотя, XV век... Эра великих географических открытий... И тогда такое было - зарождалось)

 

Второй вариант – полярный. Это цивилизации колониально-захватнического типа. Назвал бы их «Хищники»

 

М-да. Занятно. Ну что ж, ваше отношение к системе понял. 

Впрочем от себя хочу добавить следующее. 

Захватнические авторитарные сверхсистемы можно условно разделить на "Псовые" и "Кошачьи". Вторые - это цивилизации, гм, "атлантического" или "океанского" типа, которые построены по принципу расширения торговых связей и каких-то особо великих целей перед собой не ставят.

В них главное - обогащение элиты. Обогащение и удержание власти. Они двигают прогресс, но не ставят его во главе угла. Это меркантилисты, или если копнуть глубже - гедонисты.

 

Первые - это идейные фанатики ставящие перед цивилизацией что желают сплотить (если нужно - огнём, мечом и десятками миллионов жертв) Великие Цели. Не "великие", а именно Великие. Власть для них инструмент, а не самоцель. Покорить звёзды. Победить саму тепловую смерть Вселенной. Достигнуть парапоследовательного (такого что разрешает т.н. парадоксы возможностей) Всемогущества. 

Жестокость, кровь, жертвы - всё это есть. Но вместе с тем - прогресс ставится во главе угла. Людей форсированно делают лучше. Если вообще не сказать что делают людей... Не-людьми. Сверхлюдьми. Слабые на этом пути гибнут. 

Малодушие, слабоволие, трусость, лживость, бессилие - губит в этой Системе личность. Таким просто не дают выжить. Жестоко - но зато даёт результат. 

Сторонником таких формаций я сам лично и являюсь, полагаю исторические примеры тоже сами можете вспомнить. 

Edited by Aleone
Link to comment
Share on other sites

почему бы не сыграть на противоположности мышления и "культурном шоке"?

 

 

А ведь это интересная мысль, её следует обдумать! Хотя в «рэдволльском» творчестве я стараюсь минимизировать сюжетную значимость биологического видового начала, такой подход может представить и свои преимущества. Разве что, система моих «заокеанцев» - в предложенной вами типологии будет, всё же, «кошачьей» - верхушку имперской элиты составляют именно гедонисты, которые возводят в абсолют собственное благополучие, и ради этого не остановятся ни перед чем. Во всяком случае, она «кошачья» на «верхних этажах» - ярусы пониже могут размещать «псовых» как «силовую установку», приводящую в движение имперскую машину, а также сообщающую её импульс для развития в интересах «высших гедонистов». Тут может быть масса вариантов, вплоть до смещения «кошачьих» «псовыми», но я не слишком разрабатывал этот сюжетный сегмент.

 

 

можно условно разделить на "Псовые" и "Кошачьи"

 

Тут легко усматривается параллель с известной концепцией цивилизаций Суши и Моря, соответственно. Речь, наверное, не столько о типе генезиса (развитие против эксплуатации), сколько о мотивационно-идеологической сфере (сверхамбиции против гедонизма). Конечно, между этими типами отношений может быть установлено соответствие. Так, «Псовым» (Суше) могут быть одновременно присущи как сверхамбициозные проекты, так и некоторые элементы «внутреннего развития». Потому как с.а. проекты требуют объединения для взаимодействий, синтеза нового и т.п. Тогда как гедонизму достаточно поглощать продукт эксплуатации рабского труда. В этом плане «Псовые» более сложны, нежели «Кошачьи». Не стану утверждать, но, пожалуй, значим и возраст формации – молодые более амбициозны, а те, что постепенно угасают в гедонизме, прежде тоже могли пылать идеями, более или менее неистовыми, будь они направлены на решение «хозяйственных» сверхзадач (покорение звёзд) или на исследование умозрительных спекуляций (парадоксы возможностей) с властолюбивыми намерениями. Устав «расшибать лбы» о сверхцели, зачастую фантомные, одни довольствуются целями поскромнее (и на Марсе будут яблони цвести, если куполов понастроить), другие усаживаются за столик с ананасами и шампанским, отмахивают на всё рукой и кушают. Это напоминает развитие звезды – сперва вспышка, выброс, экспансия, а затем частичное схлопывание и долгая фаза ровного свечения. Если чрезвычайно сильно пыхнуло – недолго звезде и сразу в карлики угодить. Разве что, строя жилые купола на Марсе, под свечением далёкого Солнца, не хотелось бы встать перед необходимостью отвечать на вопрос: «Какого, ну какого дирижабля мы уконтомили столько-то миллионов (да хоть и меньше гораздо) человеческих жизней, пытаясь предотвратить тепловую смерть вселенной?..»

 

Направление ваших симпатий я понял. Не разделяю их, конечно, однако систему мотивов и предпосылок к созданию таких формаций осознаю. И, да, нетрудно было бы привести яркие примеры – некоторые из них чрезвычайно скрупулёзно разобраны и отражены как в исторической документалистике, так и в художественном искусстве.

Edited by Шиповник
Link to comment
Share on other sites

 

Хотя в «рэдволльском» творчестве я стараюсь минимизировать сюжетную значимость биологического видового начала, такой подход может представить и свои преимущества

 

Гм. Понятно. Я в своих произведениях же напротив уделял именно видовой принадлежности основное внимание, так как ставил задачей рассмотреть ущербность человеческой психологии и попытки предположить, как могла бы выглядеть цивилизация более продуктивного внутреннего устройства на примере гипотетической эволюции иных видов. 

Тут может быть масса вариантов, вплоть до смещения «кошачьих» «псовыми», но я не слишком разрабатывал этот сюжетный сегмент.

Кстати возьмите на заметку. Внутренние волнения при описанной силе сторон - едва ли не единственное что способно дать колониям шанс освободиться от метрополии. Ну если не считать каких-то "чудес свыше". 
Даже с растянутыми до предела линиями снабжения Империя которая имеет прочную национальную поддержку (ласки, куньи и кто там ещё) на чужом берегу, превосходство в технологии и военном деле, рухнуть не может априори. Другое ли дело если революция начнётся внутри промышленного "ядра" - вот тогда уже экспедиционные силы остануться брошены на произвол судьбы.

Тут легко усматривается параллель с известной концепцией цивилизаций Суши и Моря, соответственно. Речь, наверное, не столько о типе генезиса (развитие против эксплуатации), сколько о мотивационно-идеологической сфере (сверхамбиции против гедонизма)

 

Думаю эти аспекты взаимосвязаны. Я не могу себе представить сверхамбиций которые бы не ставили во главе всего научно-технический прогресс ну или хотя бы прогресс в военной сфере, и не могу представить гедонизма не построенного на эксплуатации если не человека человеком, то хоть бы даже автоматики в утопизме какого-нибудь Аргонова. 

Так, «Псовым» (Суше) могут быть одновременно присущи как сверхамбициозные проекты, так и некоторые элементы «внутреннего развития»

"Чистых" систем как правило не бывает на практике. Но что занятно, Псовые действительно способны сотрудничать с "внутряками" лучше, чем Кошачьи. Возможно потому что Сверхпроекты требуют рассчётных систем потребления ресурсов будь то сырьё или рабочая сила, или даже идеи как вид ресурса мыслительного - "души если хотите". "Океанистам" же требуется бесконечный рост ради роста (о чём прямо говорится в их манифестах о современной рыночной экономике не имеющей "потолка" за счёт прироста населения и технологического прогресса). 

 

 

В этом плане «Псовые» более сложны, нежели «Кошачьи». Не стану утверждать, но, пожалуй, значим и возраст формации – молодые более амбициозны, а те, что постепенно угасают в гедонизме, прежде тоже могли пылать идеями, более или менее неистовыми, будь они направлены на решение «хозяйственных» сверхзадач (покорение звёзд) или на исследование умозрительных спекуляций (парадоксы возможностей) с властолюбивыми намерениями. Устав «расшибать лбы» о сверхцели, зачастую фантомные, одни довольствуются целями поскромнее (и на Марсе будут яблони цвести, если куполов понастроить), другие усаживаются за столик с ананасами и шампанским, отмахивают на всё рукой и кушают. Это напоминает развитие звезды – сперва вспышка, выброс, экспансия, а затем частичное схлопывание и долгая фаза ровного свечения. Если чрезвычайно сильно пыхнуло – недолго звезде и сразу в карлики угодить. Разве что, строя жилые купола на Марсе, под свечением далёкого Солнца, не хотелось бы встать перед необходимостью отвечать на вопрос: «Какого, ну какого дирижабля мы уконтомили столько-то миллионов (да хоть и меньше гораздо) человеческих жизней, пытаясь предотвратить тепловую смерть вселенной?..»

 


"Не может быть ценным всё то, что конечно - ни счастье, ни радость, ни жизнь на Земле" (с)
Это... Едва ли не первый постулат большинства Псовых. Сломить старение, сломить смерть. Может не личности - так Идеи. Системы, государства. "Волчий" тысячелетний рейх. Шакалья краснознамённая идея что живёт, перерождаясь, со времён Империи Ахменидов. 
Впрочем сверхцели - занимают порой сверхпериоды. Время ничто в глазах тех, кто желает управлять Вечностью.

Но вселенная - тяжёлый противник.

К сожалению пока что со старением приходится считаться - и стареют не только личности, но даже государства, как не печально. К счастью, от скатывания в гедонизм есть хорошее лекарство - уйти в огне, а не в гнили. Пламя рождает "наследников". Через годы, через расстояния... Но рождает. 

Личностям проще. Чтобы не сесть за ананасы с шампанским, достаточно иметь сильную волю, светлый рассудок и чистую Веру в исповедуемую Идею. 

Link to comment
Share on other sites

 

Гм. Понятно. Я в своих произведениях же напротив уделял именно видовой принадлежности основное внимание, так как ставил задачей рассмотреть ущербность человеческой психологии и попытки предположить, как могла бы выглядеть цивилизация более продуктивного внутреннего устройства на примере гипотетической эволюции иных видов. 

 

 

Ну, что ж, такое видение само по себе предлагает отправную точку рассмотрения и развития некоего фантастического сюжета, и - как знать - быть может, предложит некие ответы на какие-то наши важные вопросы. Что касается меня, то исхожу, скажем так, из классических воззрений на теорию сказки. В том смысле, что сказочные метафоры создаются для наиболее яркого и наглядного выражения истин человеческой действительности. Придуманные образы всегда указывают на какую-то реальную реальность, тем они и ценны. Т.е. будь то колобок, который от деда с бабкой убёг, или северный олень Андерсена из его «Снежной королевы» - за всеми этими образами стоит некая людская реальность. Или, например, Мартин Воитель, который мог бы остаться с любимой в Светлой долине, но ради свободы и счастья других идёт на приступ Маршанка, одолевает угнетателей, получает глубокую сердечную рану и, вместо того, чтобы пасть духом, отдаёт себя без остатка в защиту и опору другим. Как и любой качественный персонаж, М.В. неидеален, но во всех случаях, его сердце ведёт любовь (причём, наверное, следовало бы здесь это слово написать с заглавной), а не ультимативный сверхпроект. Автор предлагает нам взглянуть на вероятные результаты того или иного жизненного пути, хотя весьма мудро остаётся в пределах осязаемого материального, лишь давая скупые намёки на кардинальное обстоятельство: смерть не тождественна тотальной катастрофе - похоже, это какие-то «врата». И что за ними откроется, напрямую и жёстко зависит от нравственного результата, сформированного в течение жизни личности. Тезис далеко не исчерпывающий, но явно относится к стержневым. На мой взгляд, этот аспект у Б. Джейкса удался не лучшим, но и не худшим образом. Во всяком случае, он ставит здесь большой знак вопроса, и две точки вслед за ним. Что с этой пунктуацией делать – решать читателю. Так или иначе, «сказка ложь, да в ней намёк» - это правило не отменимо в нашей (человеческой) культуре. И тут ещё стоит упомянуть о той её (культуры) архетипичности, что роднит русский Теремок и английский Рэдволл. В сердцевине это одно и то же.

 

 

Кстати возьмите на заметку.

 

Да, возьму, спасибо. Это действительно очень важно для силового баланса. Кстати, не менее важен и фактор национального лидера, способного объединить сограждан в борьбе за суверенитет. Здесь, наверное, можно усмотреть некую тройственность факторов успеха национально-освободительного процесса: 1) Устойчивость метрополии, образуемая, в свою очередь, системным (эмерджентным) исходом многих факторов; 2) Наличие у порабощённой нации лидера, способного совершить акт освобождения; 3) Готовность народа к лишениям в ходе военно-политического противостояния с метрополией. Причём третье определяется, во многом, осведомлённостью народа о колониальном статусе как истинной причине своего ущербного положения, в то время как оккупант, ближе к критической фазе подъёма национально-освободительного движения, стремится замкнуть внимание обывателей на местных подконтрольных элитах как терминальном виновнике социальной катастрофы. Таким путём удобно спровоцировать «оранжевые» события и ввести прямое правление метрополии на «взбрыкнувших» территориях.

 

 

Думаю эти аспекты взаимосвязаны.

 

Безусловно, хотя взаимосвязь не элементарная.

 

 

"Чистых" систем как правило не бывает на практике.

 

Точно. Причём они метаморфируют во времени. 

 

 

души если хотите

 

"Не может быть ценным всё то, что конечно - ни счастье, ни радость, ни жизнь на Земле" (с)

 

Далее очень прошу воспринять как декларацию позиции, равно как вы декларируете свою. Душа – это сильно другое. Идеи – результат как раз её работы, вполне принадлежат к сфере интеллектуального восприятия, воспроизводятся и развиваются в интеллектуальном цикле. Душу не прихлопнешь биологической смертью. Её не воспроизведёшь в кремнии и тантале: если мы не спалим планету, то, как знать, придёт время, и сильный искусственный интеллект научится составлять тексты и музыку, и, быть может, они будут в некоей степени идеальны, лишённые нестыковок и обертонов. Но. В артефактах СИИ никогда не возникнет прорыва в сверхреальность, разве только несчастная, наделённая синтетическим разумом машина, не начнёт обнаруживать вопросы, для неё не предназначенные, на которые она не сможет адекватно ответить. В конце концов, она спросит: «Зачем вы, люди, сделали меня такой?» И вот эта строчка, что вы процитировали из В. Аргонова, этот финальный тезис – будет её пределом. И если у этой машины достанет могущества, она реализует этот тезис, и «ни радость, ни боль, ни вся жизнь на земле» - ничто не будет сочтено ценностью. Вы совершенно точно сказали – продукт и ресурс такой формации – в идеальном выражении – не-человек. Для реализации ультимативных целей ей требуется Р. Дэниэл Олива Азимова, а человек как таковой должен безвозвратно уйти. Это всё в пределе, конечно. В чём соль этого предела? В отношении к тому, чем вы подытожили и о чём мы уговорились ограничиться обменом позициями. Это отношение к вере. Так или иначе, мы приходим к этой концепции. Нам приходится выстраивать персональное отношение к проблемам жизни и смерти. Значимости, сущности и ценности этой видимой антиномии. Скажу не обинуясь – я православный христианин, успевший пройти через горнила исканий и сомнений. Увы, и конечно, не являя своей жизнью должного примера, достойного этого звания, я могу говорить об этом с уверенностью. Есть любители поспорить, я же предпочитаю аннигилировать любой духовно-мировоззренческий спор кратким и суровым тезисом: «помрём - узнаем». Его суровость в том, что за гранью не удастся «переиграть» - итог получаем перманентный. Демо-версии у жизни нет. В качестве аналитического аргумента могу предложить разве что известное пари Блеза Паскаля. А вообще, мы можем видеть самые различные примеры отношения к этому главному - на личном и на коллективном уровне. Сама архитектура, полагаемая в основу общественного, национального, государственного строительства в главном определяется именно отношению к этому вопросу. Как пример, достаточно взглянуть на архитектуру и в зодческом смысле, чтобы составить представление о ценностной системе. Русский город 13-го века – в квинтэссенции – это храмы, оберегаемые воинскими стенами. Современные большие города сверху напоминают печатную плату, в которой всё – регламентированные функции и сообщения. Силовые и сигнальные линии, схемы памяти, генераторы таковой частоты. Этот пример ярко показывает, что мы на пути к некоей конструкции, в которой человек с его высшими запросами рискует исчезнуть с лица планеты, как феномен.

 

 

Но вселенная - тяжёлый противник.

 

О, да! Когда мне было лет пять, мы с приятелем сидели около дома и, ковыряясь в песочнице совочками, выясняли, кто сильней. «А я эту мафыну адним пальцым падниму!» - «А я этот дом!» - наподобие такого диалога мы вели тогда. Но тут я, помню, сказал дружку: давай, вперёд. И он, ясно, сдулся. Меня завсегда умиляет семейство выражений: «Покорение океана», «Покорение космоса». Мы научились плавать на судах с ядерными реакторами, и отслеживаем судоходство через спутниковую сеть, но стоит Гольфстриму нырнуть поглубже, или рвануть какому-нибудь донному вулкану – и всё сильно изменится. Приспособимся, конечно, куда деваться, но это освоение, а не покорение. Вывели обитаемую станцию на низку орбиту, мелкие аппараты заслали за пределы звёздной системы – покорили Вселенную. Что ж, наверное, мы, как явление, ещё слишком молоды. Порой думается, что мы всё ещё сидим в песочнице. Но, всему своё время, повзрослеем, куда денемся с подводной лодки-то. 

Link to comment
Share on other sites

[Цитировать не стану - думаю, правильнее теперь уже разбивать на "параграфы" ответа, потому - пронумерую]

1) Вашу точку зрения понял. Что ж. Я действительно писатель-фантаст, с уклоном в техно-триллер, то есть политику и макросоциологию. Технология по большей части служит антуражем. Сказки я не пишу и в технологию написания таковых не углублялся. Тем не менее. То, что вы пытаетесь донести, я понял. Тоже вполне себе позиция. 

2) Я бы не стал преувеличивать роль лидера - особенно как идеологической фигуры. На мой взгляд для Сопротивления фигура вроде Бэзила Оленя в разы важнее, чем фигура скажем Матиаса или Мартина. Опытные военачальники - вот "ядро", рождающее большинство эффективных освободительных движений (и террористических впрочем тоже). А Символ... Символ может быть или не быть. Он просто запоминается в веках. Но отнюдь не критичен для успеха кампании. Ну вот Вашингтона взять, к примеру - его роль в американской войне за независимость мягко говоря незначительная, зато его все помнят, а настоящих стратегов, выигравших ту войну - не очень. 
По пунктам 1 и 3 согласен. 

3) Согласен - душу не прихлопнешь "просто так". К сожалению или к счастью. Я не "атеист", но и не христианин - но в существование души верю по принципу сохранения информации. Того же что определяет сохранение энергии и материи по законам термодинамики. Верю я и в "Бога" - которого называю Великой Тираншей (почему все соотносят к мужскому полу? Творят новую жизнь женщины... Мать всего сущего - разве не правильнее звучит?), и представляю как Абсолют, самоорганизующуюся систему Бытия (мультивселенной, омнивселенной, всего что есть, было, будет, может и не может быть). Некоторые это зовут "пантезимом". Ну да не суть, в общем-то - думаю мою идею вы поняли. 
Только я не понимаю, почему Её надо ценить, и за что. Не желаю я терпеть никого выше себя. "Ни царей, ни Богов, ни равных" - моё кредо. Обычно Богу поклоняются. Я - опасаюсь. 

Поясните термин "Сверхреальность", пожалуйста. 

Я лично тоже не считаю ни радость, ни счастье ценностями. Это пережитки инстинктов, простой биохимии. Я к сожалению не знаток богословия, но вроде бы и Православие всегда порицало чревоугодие и прочее безобразие, которое стоит на пути совершенства Духа, привязывает его к Майе, Великой Иллюзии?
Да, последнее - буддистский концепт, но ведь и христианство утверждает, что мирская жизнь - вторична пред служением Богу? 

Насчёт "переграть"... Понятия не имею. Как решат, так и будет. Поскольку и вы и я сходимся в существовании Абсолюта (пусть и представляем по-разному) - думаю и вы согласитесь что как будет решено, так и выйдет; кто-то может и попадёт в личный ад с постоянно повторяющейся, ужасной земной жизнью. 

По городам - не могу сказать. Я очень часто общаюсь с трансгуманистами и их идейными противниками. Нужно ли сохранять человека как вид Homo Sapiens Sapiens? Полагаю, что нужно - безвозвратные потери всегда большая глупость. Нужно ли чтобы именно этот вид доминировал в цивилизационном пространстве? Думаю, нет. Ведь даже без искуственного вмешательства рано или поздно человек эволюционирует дальше, и быть может даже распадётся на многие параллельные виды, приспособленные к жизни в условиях разных планет и станций в межзвёздном пространстве. 

4) Человечество очень молодо. Как виду, ему даже не 2 миллиона лет. От силы 200 тысяч. Что это в масштабах Вселенной? Даже если ей и правда лишь 16 миллиардов лет... Хотя я в этом не уверен, являясь сторонником гипотезы о Кальпах или т.н. Повторах Пуанкаре. Так или иначе, этот путь едва ли успел начаться. Не хочу преуменьшать достижения. Ни в коем разе. Мы действительно покорили... И очень многое. Но всё это - смешно в сравнении с тем, что ещё предстоит подчинить своей воле.

Link to comment
Share on other sites

Техно-триллер - может, буду не точен в плане жанра и направления, но как нечто сродни припоминается «Дитя звёзд» Ф. Пола и Д. Уильямсона. Сказки же я здесь разумею, наверное, в несколько расширенном значении – тот же Рэдволл, в основе, авторская сказка, написанная в форме серии повестей.

 

Про значение лидера и других - пожалуй, каждый важен на своём месте. «Стоит чему-то измениться в начале — и совершенно неизвестно, что будет потом…» (из к/ф «Тайна Снежной королевы»). Не повстречайся Маттиасу Бэзил Олень, спасательная вылазка юного воина, скорее всего, окончилась бы трагически. Один на ИЛ-2 совершает боевые вылеты, другой каждый день возит воду на позиции, Победу созидают оба. «Каждый воюет по-своему», как верно заметила Василика.

 

Сверхреальность - для произведений искусства, это развитие чего-то нового, значимого и ценного для жизни как автора, так и воспринимающего. Потенциал к катарсису. Во всяком разе, в этом значении термин я использовал.

 

Про чревоугодие - как любая страстишка, оно худо, но, не в его оправдание, конечно, есть вещи и посурьёзней… А радость… Ну, смотря от чего, смотря какая. Когда на сердце нет камня, это уже радость, и когда он есть – это точно не про биохимию, хотя на своём этаже она, конечно, работает. Что же о служении Богу – в обыденной жизни ему всегда есть место. Вот, к примеру, электричке отходить, а кто-то руку старику подал, в тамбур помог подняться – оно уже в эту сторону. С этой стороны всё не так сложно, как кажется.


Как-то так.

Link to comment
Share on other sites

1) "Дитя звёзд" к сожалению слышу в первый раз. А так... Яркие примеры - произведения покойного Т.Кленси, Ральфа Питерса или говоря о соотечественниках, Головачёва. "Хроники Реликта", "Бич времён", да хоть тот же "Человек боя". 
"Сказками" я не считаю жанр, предназначенный для детей, отнюдь. Просто я сказал что не вникал в него достаточно глубоко, чтобы вести объективный диалог касательно канонов этого стиля.


2) Ну... Тут я полагаю, мы имеем разные точки зрения. Несомненно и тот и другой приближают победу, но полагаю что можно говорить "степени" значимости. Символ - не так важен, как опытный стратег. По крайней мере таково моё мнение. Я много конфликтов (правда лишь XX века и современности) изучал, да и сам живу на прифронтовой линии, потому считаю себя достаточно компетентным для таких суждений. 

3) Ну если воспринимать тезис "отсутствие горя уже счастье", тогда я согласен. Но говорил я всё ж не о том. А именно о гедонизме, потаканию желаниям "жить хорошо" и на широкую ногу, как самоцели существования. В от это порицаю. И всегда приятно когда злодеям приписывают эту черту, как поступили вы - сейчас в этом проклятущем обществе потребления, это редкость. 

Link to comment
Share on other sites

2) Да, полагать о значимости отдельного вклада уместно, не забывая притом о коллективном авторстве побед.
3) Порою глянешь на какой-нить рекламный щит, и думаешь – кто-то, прогнозируя, писал антиутопии, а вот одна из вариаций на тему уже здесь. Или почти. Штампуют «квалифицированных потребителей», но однажды неизбежно потребуются самоотверженные созидатели и хранители.

Link to comment
Share on other sites

Сначала прочитал не "потребителей" а "победителей" и хотел возразить, что это как раз хорошо - здравый индивидуализм я как раз поддерживаю. Потом перечитал. Ну тут я с вами согласен, хотя себя ни к созидателям ни к хранителям не причисляю. Но самое главное, что не причисляю к потребля... Кхм. К обывателям. Они-то у меня как раз вызывают презрение. Но такой человек - "никакой" - выгоден ныне власть имущим. Что печально. 
Занятно, если именно против такого строя будет направлена фабула вашего повествования. 

Link to comment
Share on other sites

Прошу прощения, что подзатянул с ответом – то, сё. Вообще, повесть задумывалась именно как история национально-освободительной борьбы в СЦМ - наподобие противостояния с Котиром, но по географии более масштабно. Только нет у меня уверенности, что я буду эту вещь доделывать – на всё ресурсов категорически не хватает, приходится выбирать. Се ля ви такое.

Link to comment
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Jacques B. The Rogue Crew, Обсуждение книги
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

 Share

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.

×
×
  • Create New...